Подключение Вольт Амперметра на Иж Планета
12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволяла решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет.
Объект номер один — аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому — не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом определяет энергобаланс.
Контроль же за состоянием взаимоотношений между генератором и батареей водитель осуществляет по-прежнему только по красной лампочке. А она при наличии выпрямителя зачастую оказывается скверным помощником и просто вводит в заблуждение: реле-регулятор испорчен, а лампа "молчит”. Последствия возможны любые: от полной разрядки батареи до перегорания ламп, выкипания электролита и раз герметизации катушек зажигания.
Чтобы контроль был более полным и объективным, я бы посоветовал купить амперметр автомобильного типа с нулем в середине шкалы и установить его на мотоцикл. На ИЖах, оборудованных панелью ИЖ-КП-104, амперметр нужно включить в разрыв голубого провода, который находится в пятиштырьковом разъеме, подходящем к панели (не перепутайте — в другом разъеме шесть проводов, это не то!). Можно, конечно, включить амперметр и по-иному: в разрыв провода, идущего от клеммы "+" аккумуляторной батареи в сеть или, точно так же, — в разрыв провода, соединяющего клемму "—" с корпусом мотоцикла. Но в этом случае просто понадобится более длинный провод. Главное — амперметр должен быть включен последовательно в цепь, чтобы через него проходил весь ток.
Хорошим средством контроля является и вольтметр со шкалой до 15 или даже до 30 В. Желательно, конечно, использовать малогабаритный прибор. Включать его нужно "в параллель" между красным (или розовым) проводом ("+” вольтметра) все того же пятиштырькового разъема и "массой” мотоцикла ("—” вольтметра) или между проводом, идущим от центрального переключателя к катушке зажигания ("+”), и корпусом мотоцикла ("—”).
Напряжение хорошо заряженного аккумулятора при пуске двигателя не должно уменьшаться ниже 12 В, а при работе двигателя не должно превышать 15 В. Чтобы проще было следить за этими значениями...